1. Основные вопросы.
Начну с нескольких небанальных вопросов.
Почему человек уходит из жизни? Почему человек болеет? Почему один человек может десятилетия страдать от серьезного заболевания, но оставаться жить, а другой может заболеть этой же болезнью и уйти в очень короткий срок? Почему кто-то вообще уходит из жизни практически здоровым в результате несчастного случая или какого-либо события – катастрофы или стихийного бедствия, например? Подобных вопросов много, и какого-либо внятного ответа на них я до сих пор не встречал. Я начал именно с этих вопросов, касающихся жизни и смерти, как наиболее значимых для большинства людей. Сама же статья будет посвящена не только и не столько им, сколько в самом общем виде тем управляющим структурам человеческой жизни, которые обуславливают наиболее значимые выборы, совершаемые, как правило, бессознательно.
Другие вопросы, которые также могут представлять интерес для людей, занимающихся консультированием или практиками самопознания:
- Почему возникают (каковы механизмы) те или иные кратковременные или затяжные психические состояния – например, пониженного или повышенного тонуса, депрессивной окраски или, наоборот, эйфорической? Не говоря уже о невротической или психосоматической симптоматике (понятное дело, что различные школы психотерапии имеют каждая свой ответ, но есть и некий общий механизм, который может быть использован уже не при консультировании, а в работе над саморегуляцией)
- Почему иногда бывают периоды без ярких переживаний или событий, или происходят события какого-то одного качества, а иногда случаются самые разнообразные переживания и события? Почему у многих людей несколько месяцев или лет могут отсутствовать регулярные сексуальные отношения, влюбленность, вообще устойчивые отношения или происходят постоянные неудачи в делах, доходе, отсутствие или присутствие вдохновения и творческих свершений?
- Каковы механизмы того, что вообще какие-то события или люди появляются в нашей жизни?..
Таких вопросов много, и в этой статье я постараюсь дать на них ответ с точки зрения именно структуры, а также рассказать как, зная эти механизмы, можно выстраивать индивидуальную практику саморегуляции (состояний, событий, судьбы).
Но вернемся к первому вопросу: Почему человек уходит из жизни? Великий психолог, создатель архетипической психологии, ученик и преемник К.Г. Юнга и реформатор аналитической психологии - Джеймс Хиллман в шестидесятых годах двадцатого века написал, на мой взгляд, потрясающую книгу «Самоубийство и душа», которая в свое время всколыхнула психологический мир. В этой книге он очень убедительно показывает, что любой уход из жизни является «самоубийством». При этом мотивы самоубийства – ухода из жизни, как и мотивы смерти, в подавляющем большинстве случаев в сознании не явлены. Они располагаются глубоко в бессознательном или по терминологии Хиллмана они обуславливаются душой. Для дальнейшего описания я предлагаю модель, которую я уже использовал в ряде предыдущих статей (впервые эта модель упомянута в книге В. Лебедько, В.Агеев «Осознание. Мастерство. Психотерапия» 1997г). В методологической школе, в которой я обучался с 1991 по 2001 год, эта модель называлась Объемно-Пространственной Моделью (ОПМ). Здесь нам не понадобится подробное рассмотрение этой системы координат (ОПМ), тем не менее, я приведу предельно краткое описание одной из ее частей.
2. Система координат для описания восприятия человека.
Процесс восприятия в классической психологии описывается, как “целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств”. Хочется подчеркнуть, что процесс восприятия включает в себя не простое суммирование раздражителей, а имеет несколько качественных уровней: так, какой-то набор движений, образов, звуков и ощущений может восприниматься, как перемещение с места на место; другой набор образов, звуков и ощущений будет восприниматься, как некая эмоция; третий – как событие; четвертый – как переломный момент в судьбе и т.д.
Восприятие непрерывно, и невозможно выделить четкие грани между различными качественными его уровнями. Переходы из одного качества в другое очень размыты и динамичны. Тем не менее, можно выделить ряд уровней на каждом из которых мир воспринимается в определенном качестве. Для того чтобы проявить в организме человека структуры, отвечающие за восприятие того или иного качества мира, разложим все пространство восприятия по некоторому базису подпространств (далее будем называть их просто Пространствами). Такое разложение должно удовлетворять двум требованиям: во-первых, быть полным (чтобы из него нельзя было ничего убавить или добавить – математики называют это разложением по ортогональному базису); во-вторых, такое разложение должно быть удобным не только для объяснения, но и для использования в практике[АА1] .
Еще раз отметим, что разделение – просто выбор системы координат. Она может быть любой, лишь бы ей было удобно пользоваться. Ее можно повернуть, сместить, сдвинуть – сам объект при этом не изменится (изменится только его описание). Поэтому и воспринимать любые деления и классификации можно, как удобные для какого-либо приложения схемы, не отражающие всей полноты и цельности человека, которая словесно не описуема, а постижению которой и служит практика.
Пространства организма человека мы назовем следующим образом :
1.Физическое Пространство.
Трехмерное физическое Пространство, заполненное органами и тканями; основные объекты, воспринимаемые в этом Пространстве: форма, размеры, структура, состав и функции.
2.Пространство Сил.
Пространство уже более абстрактное и субъективное, заполненное всевозможными ощущениями. Количество координат, описывающих это Пространство, увеличивается, за счет появления ряда модальностей, через которые воспринимаются различные силы: гравитация (тяжесть-легкость), давление (сжатие-расширение), температура (тепло-холод) и др. В этом Пространстве отчетливо проявляются резонансы с глобальными структурами биосферы Земли, со стихиями (земли, воды, огня, воздуха).
3.Пространство Отражений.
Название этого Пространства связано с тем, что оно является своеобразным зеркалом, отражающим всевозможные взаимоотношения мира внешнего и внутреннего и связи между Пространствами более конкретными (физическим и Пространством Сил) и более абстрактными (см. далее). В этом Пространстве воспринимаются эмоции, чувства, страсти, настроения, оттенки отношений к различным объектам внутреннего и внешнего мира.
4.Пространство Имен.
Семантическое Пространство, место, где объектам внутреннего и внешнего мира присваиваются Имена, названия. Мир, воспринимаемый через слова, предложения, символы, образы и различные их конструкции, составляющиеся в процессе интеллектуальной деятельности; моделирование ментальной картины мира, всевозможные описания и т.п.
5.Пространство Событий.
Пространство, содержащее все возможные события, в котором человек своей жизнью (своим восприятием) “проявляет” определенные траектории – событийные ряды. В каждой точке Пространства Событий переплетаются событийные ряды очень многих людей (по существу – всех) и каждый выбор траектории в этом Пространстве – поступок, ведущий к большим или меньшим изменениям в событийных Пространствах (и в других пространствах тоже) большего или меньшего числа людей, что описывается существенно нелинейными законами.
6.Пространство Ценностей.
Пространство, содержащее приоритеты – Ценности, согласно которым человек и совершает выборы – поступки. В очень грубом приближении можно сказать, что в Пространстве Ценностей содержится информация о жизненном Сценарии человека, основных его сюжетных линиях, описываемых через своеобразную систему координат – систему ценностей. Сценарии жизни различных людей, семей, народов, удивительно взаимосвязаны, взаимодополнительны, переплетены, так что нелинейность любых процессов в этом Пространстве выражена еще в большей степени, чем в предыдущем.
7.Пространство Начала.
Пространство, любое словесное описание которого будет профанацией. Но, если оно обозначено, приведу проекцию его на Пространство Имён: в Пространстве Начала – неповторимый индивидуальный узор идеалов - смыслов, через которые реализуется Предназначение данного человека.
Хочется еще раз подчеркнуть, что сами слова эти – смыслы, идеалы, Предназначение – лишь отдаленные намеки на то, что реально имеет место в этом Пространстве и во всей полноте доступно только непосредственному опыту – переживанию. По мере описания Пространств, от физического до Пространства Начала, неявно подразумевалось, что происходит увеличение размерности каждого следующего Пространства. Это означает увеличение числа независимых ортогональных координат, дающих полное описание Пространства (приведенные описания Пространств существенно упрощены.
Читатель, знакомый с литературой по оккультизму, уже, вероятно, установил аналогию между нашими Пространствами и известным делением человека на 7-мь тел: физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное, буддхиальное и атманическое. Однако, в данном подходе имеет место отнюдь не простое переименование оккультных феноменов:
Во-первых, предложенный здесь язык и модель – язык и модель самостоятельной и самодостаточной методологической Традиции. Во-вторых, аналогия весьма поверхностна: оккультное описание дифференцирует организм человека и для него характерен персонифицированный подход. При чтении оккультных, а часто и книг по популярной психологии создается впечатление о “тонких телах”, как о неких отдельных сущностях. Неискушенный читатель, а ныне часто и специалист бывает склонен к буквализму восприятия - одна из серьезных деформаций осознавания, из-за которой даже профессионалы – не говоря уже о любителях – в области психологических и околопсихологических дисциплин забывают важнейший тезис о том, что «карта не есть территория», или, иными словами, о том, что практически любое описание является метафорой.) При таком буквальном восприятии может даже возникнуть мнение о “тонких телах”, как о некой матрешке, все части которой находятся в физическом пространстве, только их трудно “пощупать”; я же хочу подчеркнуть, что в приведенном выше описании Пространства – это схемы восприятия, отражающие некие качественные уровни по сложности и многомерности процесса регистрации и интерпретации сигналов, выделяемых человеком из мира.
Важно также заметить, что бОльшая часть Пространств, особенно Пространство Ценностей и Начала, не осознаются – внимание, без специальной тренировки практически не охватывает даже бОльшую часть физического тела, не говоря уже о других Пространствах. А Пространство Начала и частично Пространство Ценностей, если обратиться к топике предложенной Жаком Лаканом (Воображаемое, Символическое, Реальное) по большей части располагаются в Реальном, и мы можем говорить о них лишь проецируя их на Пространство Имен.
Восприятие и действия в этой системе координат можно структурировать в виде двух условных потоков:
- Восходящий, идущий от Физического Пространства к Пространству Ценностей;
- Нисходящий поток, который идет от Пространства Ценностей (в свою очередь, определяющее большинство значимых выборов, формирующих судьбу человека) к Физическому Пространству, т.е. к процессам, протекающим в физическом теле и к действиям, которое физическое тело производит.
О Пространстве Начала мы в принципе ничего не будем говорить – как я писал выше, оно располагается в Реальном, и, следовательно, «то о чем невозможно говорить, лучше молчать». Пространство Ценностей в топике Лакана также частично располагается в Реальном, но частично может быть отражено в Воображаемом и Символическом, поэтому мы будем говорить именно о нем, как об управляющей структуре человеческой судьбы.
Так же стоит отметить, что даже та часть Пространства Ценностей, которая доступна выражению в регистрах Символического и Воображаемого, в подавляющем большинстве случаев неосознаваема, в крайних случаях «дотянуться до него можно лишь, в так называемых, измененных состояниях сознания». О ней мы можем получать информацию из сновидений, анализируя поведение человека и символы, структурирующие его судьбу - архетипические образы. Самостоятельно – без консультанта пережить их может только опытный практик в состоянии глубинных медитаций.
3. Система Ценностей как управляющая структура психики.
Система ценностей обуславливается не общей, а так называемой согласованной реальностью, культурой и субкультурой, в которой человек формируется, семьей, окружением, воспитателями, учителями, книгами, фильмами, рекламой, модой, психотравмами и значимыми событиями. Чаще всего это происходит не напрямую и не сразу. Система ценностей – это очень громоздкая структура, которая формируется много лет «по кирпичику», как любая доминанта, управляющая бытием человека.
Вернемся к вопросам, заданным в начале статьи почему человек умирает? Детализируем этот вопрос: почему человек умирает в определенный момент, определенным образом и в определенных обстоятельствах? Дж. Хиллман в упоминавшейся уже книге «Самоубийство и душа» писал, что человек сам принимает решение: как, когда и где. И, в большинстве случаев, бессознательно. Естественно, здесь идет речь о смерти отдельно взятого человека. В таких глобальных явлениях, как катаклизмы, войны, катастрофы и т.п., могут быть и исключения. Широко известны истории о том, что многие люди интуитивно предчувствуют возможность катастрофы и опаздывают, например, на рейс самолета или поезда, который разбивается. Но не всякий человек, во-первых, обладает такой чувствительностью или интуицией, а самое главное ярко выраженной ценностью – продолжать жить. Иными словами, под замес катастроф и катаклизмов могут попасть люди, которые и не приняли бессознательное решение уйти из жизни, но это исключение, которое лишь подтверждает правило. К тому же Душа – это не то, что есть у меня, а то, у чего есть я. В каком-то смысле Душа у всех людей общая, это ноосферное явление. Но в эти тонкости мы сейчас углубляться не будем.
Система ценностей – это динамическая структура, которая, как следует из названия, устроена так, что что-то одно ценнее другого, а это другое ценнее третьего и т.п. При этом есть какая-то доминирующая ценность и чаще всего не одна, в разные моменты времени и при различном стечении обстоятельств то одна, то другая из доминирующих ценностей может оказаться главенствующей. Существуют ценности, переданные нам генетически – ценности выживания, ценность продолжения рода, ценность любви, ценность отношений, а существуют ценности, сформированные уже в процессе воспитания, а в некоторых случаях и самодисциплины и специальной практики. Это, например, могут быть ценность творчества, самореализации, успеха, богатства, принадлежности к какому-то социальному слою. Ценность мистического опыта, экзистенциальных переживаний, иногда даже уединения, аскетизма и отшельничества, господства или подчинения, борьбы, духа отрицания, соответствия культурным клише или, наоборот, выделения из толпы и многие другие.
В жизни человека могут складываться такие ситуации, когда ценность выживания не является доминирующей. В этом случае он бессознательно (!!! лишь иногда осознанно, поэтому этот тезис трудно принять) готов пожертвовать жизнью или пойти на риск для жизни во имя реализации какой-то другой ценности. Для кого-то это может быть любовь, для кого-то богатство и успех, для кого-то экстремальные переживания, как ценность.
С другой стороны человек, у которого ценность выживания превалирует над другими, может длительное время болеть достаточно серьезными болезнями, быть недееспособным, парализованным, даже находиться в коме годы, а то и десятки лет. Например, знаменитому астрофизику Стивену Хокингу ценность самореализации помогла дожить до преклонного возраста в совершенно больном - десятки лет парализованном теле.А другого человека подобное обездвиживание или даже частичная недееспособность лишает тех ценностей, которые важнее для него ценности выживания, поэтому он умирает.
Рассмотрим, например, ситуации, когда человек теряет возможность самореализации. Я лично помню, как в начале 1990х многие люди теряли любимую и очень ценную для них работу или теряли семьи в результате грандиозных социальных перемен, вызванных распадом Советского Союза. Многие из них быстро спивались, становились бомжами, тяжело заболевали, попадали в аварии или становились жертвами насилия. В итоге - достаточно быстро умирали. Я был знаком с доктором философии, очень любившим свое дело, который, потеряв работу, запил, в течение года опустился до состояния бомжа и ушел из жизни. Многие находились на грани. Например, мой научный руководитель – ведущий специалист по лазерной физике в 1990 году очень серьезно заболел, когда закрылись все проекты, которые составляли смысл его жизни, но, к счастью, его жена помогла ему переориентироваться на другую альтернативную ценность – построение дачи, в которую он начал вкладывать свои силы, что поддержало его дух и желание жить. Можно сказать, что новая ценность буквально вытащила его с того света после двух перенесенных инфарктов и операции на сердце. Более того, она так его увлекла, что прошло уже почти 30 лет, а предсказания врачей, которые в то время не оставляли ему больше полугода жизни, не сбылись.
Итак: человек уходит из жизни тогда, когда некая внешняя ситуация «перекрывает кислород» для его ведущей ценности. Тогда ценность выживания перестает удерживать его в рядах живых.
А бывает и обратное, когда кто-то совершает удивительные поступки, на которые он обычно не способен, в моменты сильнейших социальных потрясений, потому что, вдруг открываются возможности его реализации на каком-то героическом пути, которые до этого дремали, и его существование было вялым, дряблым и постепенно угасающим. Некоторые даже стремятся к этому, к примеру, вербуясь в «горячие точки», при этом не осознавая самую глубинную мотивацию – ценность и рационализируя ее какими-то более поверхностными объяснениями.
По сути, ценности – это то, что управляет и создает события в жизни. События создают опыт, который формирует мышление. (Хотя мышление формируется по большей части через суггестию социальных или культурных доминант, транслируемых через СМИ, интернет, рекламу.) Формирующаяся Пространством Ценностей и Событий картина мира в Пространстве Имен в свою очередь определяет качество, спектр и интенсивность эмоций и чувств - Пространство Отражений. Оно (Пространство Отражений) регулирует энергетику, то есть Пространство Сил и присущие ему функции: терморегуляция, выносливость, уровень либидо, сексуальная активность, «альфовость» или «омеговость», качество и сила энергетического влияния, весомость в социуме и т.п. А уже Пространство Сил задает условия для процессов, происходящих в физическом теле и действий, которые физическое тело выполняет.
Таким образом, Пространство Ценностей регулирует и управляет всем, что происходит в нижележащих Пространствах (Событий, Имен, Отражений, Физическом). Это и есть нисходящий поток: от системы ценностей до физического тела.
Теперь перейдем к восходящему потоку. В идеале физическое тело совершает определенное действие, запуская энергетические процессы, эмоции, осмысления, формируя события и, оказывая, в свою очередь воздействие на систему ценностей. То есть образуется, как в радиотехнике, замкнутый контур.
4) Механизмы сознательного воздействия на собственную Систему Ценностей
Для человека понимающего, что его жизнь строится по какому-то сценарию, сформированному извне, но желающему этот сценарий изменить, проблема заключается в том, что вся эта структура – нисходящий и восходящий потоки механистична, а управляющая структуры - ценности находятся в бессознательном. И просто понимание и рассуждение, как правило, ни к какому существенному результату в этом направлении привести не может. Хотя само это понимание является необходимым, но еще недостаточным условием для того, чтобы сознательно перегруппировывать систему ценностей. Можно читать много книг, рассуждать о высоких материях, но продолжать реализовывать заложенный извне сценарий. Для того чтобы разомкнуть его – сценарий механистичности, должно произойти либо какое-то потрясение, либо, наоборот, какое-то сильное увлечение, которое вызовет настолько сильный диссонанс между желаемым и действительным, которое позволит сформировать некоторую вспомогательную ценность, назовем ее мотивацией. Мотивация располагаясь в Пространстве Ценностей создаст дополнительный нисходящий поток, принуждающий физическое тело, эмоции и мышление совершать некие регулярные действия, которые эту мотивацию будут в свою очередь подкреплять. Таким образом, постепенно как альтернативу уже существующему механистичному контуру, мы можем создать сознательный контур регуляции своей жизни или хотя бы отдельных аспектов ее жизни. В этот контур по принципу доминанты (который требует отдельного рассмотрения, выходящее за рамки этой статьи), будут притягиваться нужные люди, литература, фильмы, события, все более и более подкрепляя этот контур до тех пор, пока он не станет более активным, чем механистичный сценарный. А стало быть появляются возможности сознательно управлять все более широкими областями Пространства Ценностей - управляющими структурами, которые как было описано выше, формируют все основные выборы жизни и смерти.
Но для того, чтобы это произошло необходима регулярная и целенаправленная практика, учитывающая огромное множество факторов: ноосферных, климатических, социально-политических, экономических, культурных, межличностных, особенностей индивидуальной энергетической структуры, диагностику типологий различных систем координат, описывающих структуру Физического Пространства, Пространства Сил, Отражений, Имен, Событий.
При этом учитывая, что внешняя среда непрерывно изменяется, необходимо не просто выполнять какие-то практики, которые были созданы в древности, а буквально ежедневно адаптировать их ко все новому и новому изменению современности. Это уже искусство импровизации, такой импровизации, когда каждый раз по новому комбинируя движения физического тела (ритм, дозировки, динамику и статику и т.п.), дыхания, параметры голоса, многообразия форм концентрации и деконцентрации внимания, поступки, общение с определенными людьми, периоды уединения и социальной активности, оседлости и путешествий, прочтения и написания определенных текстов, музыку, цвета, вкусы, запахи и многое другое – мы имеем возможность выводить через комбинации таких действий ту или иную ценность на главенствующую позицию в определенный этап времени. При этом сознание существенно расширяется, потому что одновременно необходимо учитывать огромное количество факторов, которые при этом задействуются, и постоянно балансировать на грани возможностей человеческого внимания.
Можно сказать, что искусство формирования восходящего потока, то есть такое структурирование физических действий, которое приводит к перегруппировке Пространства Ценностей, является ничем иным, как алхимической возгонкой. Но это уже алхимия 21го века.
Очень редко психологические консультации, тренинги и тому подобные мероприятия дотягиваются именно до Пространства Ценностей. Чаще всего они решают локальные задачи в Пространствах Событий, Отражений, Имен, Силы, Физического тела, что сопровождается положительными эмоциями, эйфорией, улучшением самочувствия, а в редких случаях смещение какой-то одной-двух ценностей, после чего могут измениться даже существенные траектории судьбы. Но все это, как правило, не дает в руки самому человеку инструменты для постоянного балансирования системой ценностей. Естественно, у человека должен быть запрос для того чтобы не просто добиться каких-то успехов в пропагандируемых социальных сферах: здоровье, богатство, отношения, известность, власть, профессионализм, признание и даже модная ныне причастность к чему-то «эзотерическому», а выйти за пределы этого, ужаснувшись тому, что все эти успехи нечто иное, как суггестия определенных системных монополий, получающих сверхприбыль от всей этой круговерти, к которой ныне подшито и, так называемое, духовное развитие. А будучи подшитым к деятельности монополии, оно теряет свою основную направленность – трансценденцию.
5) Ценности-цели, Ценности-средства и пример создания доминирующих ценностей
В системе Ценностей можно выделить две группы: ценности-цели и ценности-средства. Ценности-цели – это то, куда направлена жизнь. А ценности-средства – это способы, в конечном счете, складывающиеся в образ жизни, позволяющий реализовать ценности-цели.
Приведу пример из своей жизни. Около 30 лет назад я впервые ужаснулся тому, насколько механична и запрограммирована внешними обстоятельствами моя жизнь. Мне повезло ужаснуться настолько, что я начал искать источник такой практики, которая бы позволила выстроить внутренний компас, который в условиях все усложняющихся внешних обстоятельств и расширения сфер деятельности, позволял бы удерживать общее направление в сторону этой самой трансцендентности. Почти 30 лет этот компас появлялся ненадолго, затем исчезал и вновь появлялся. Было много петляний, метаний, покуда сама ценность этого компаса не укрепилась и не стала доминирующей в моем Пространстве Ценностей. Ценность постоянных изменений, вариативности, импровизаций - это ценность-средство, а ценность трансценденции – это ценность-цель. При этом практикой, которая поддерживает ценность-цель, явились Магический Театр и Архетипические Технологии, но их бы не хватило, если бы не было другой практики, поддерживающие ценности-средства. А это уже ежедневные психофизические комплексы упражнений, выстраиваемые согласно методологии импровизации (ссылка).
Компасом к трансценденции для меня стали внутренняя прозрачность и тишина. Примерно 29 лет проб и ошибок, озарений и падений, ученичества у разных людей и самостоятельное интуитивное нащупывание пути. Пока ценность компаса не укрепилась и не стала доминирующей, мое поведение, мышление, эмоции и физические действия периодически отвлекались на поддержание многих других ценностей.
Но примерно с мая 2018 года тишина и прозрачность воцарялись во внутреннем мире все чаще и чаще, несмотря на внешнюю суету. Компас становился все более и более различим. Произошел скачок мотивации. По несколько раз на дню я садился на коврик и подбирал различные виды практик с движением, дыханием, вниманием, так что после коврика состояние тишины и прозрачности удерживалось еще несколько часов. Это действительно компас - он привел к тому, что совершив ряд парадоксальных действий, возможно, непонятных почти никому извне, я, отказавшись от многообразия городской суеты, оказался в доме на хуторе в 150 км от Петербурга. Абсолютно один, но именно это и нужно, чтобы откалибровать компас так, дабы при возвращении в «мир», внутреннюю прозрачность и тишину сохранять посреди любой интенсивности мирской суеты. Сейчас, в первые дни 2019 года, когда я пишу эту статью, уже малейшие неточные действия (неточные для ценности-цели и ценности-средства) вызывает вываливание из прозрачности.
Идет очень тонкая балансировка - ведь чувствительность также возросла на порядок - в питании, сне, написании текстов, практике, причем, совсем не по каким-то классическим канонам "как это должно быть": например, одну неделю я практически не выходил из позы лотоса и состояний созерцания - перебрал и вывалился из Прозрачности, так как физическое тело уже было не в состоянии выдерживать такой потенциал. Помогли вернуться три дня праздного ничегонеделания и пара бокалов красного вина)) Потом много воды и зеленого чая, и вновь практика на коврике - степень накатывающего безмолвия возросла. Баланс дозировок, поиск. Зачем? Прозрачность дает возможность точно чувствовать компас на Путь с Сердцем и держаться его. В созерцании или прогулках по этому внешнему безмолвию очень явственно понимаю, что действительно 99% времени жил в регистре Воображаемого. Стоит войти в безмолвие внутреннее, как через несколько секунд замечаешь, как цепочка ассоциаций уже увела (на заднем плане - на переднем остается еще присутствие) в объяснение чего-то кому-то, воспоминание, фантазию... Снова попытка - опять съехал... И так от подъема и до сна. На этом фоне - калибровка того, какие состояния вызывают внешние события - о них можно судить по внешним факторам и событиям - кто и что написал мне в соцсетях и т.п. И, иногда, вдруг, - суммируя регулярные усилия на уже начавшую формироваться Доминанту прозрачности - наваливается оглушающая Тишина и безмолвие, стирание границ (совсем не то, что воображалось год или, тем более, несколько лет назад, при практиках) - полное Присутствие из которого не выбивают уже никакие внешние сигналы (телефон, неожиданный визит хозяина дома, решившего вдруг проверить как тут с отоплением и электричеством и т.п.) в течение нескольких часов... НО! Всех этих усилий сформировать Доминанту состояния прозрачности и тишины и балансировать в нем - не было бы в принципе, если бы за 20-30 лет не сформировалась соответствующая Доминанта в Ценностях...
У многих людей эта ценность присутствует, но большое количество конкурирующих ценностей, навязанных системой и ее монополиями, сбивают с курса, который иногда и минует «контакт с Богом», Целостность, Постижение, Путь с Сердцем и т.п. Человек периодически попадает в это трудноописуемое, но потрясающее переживание, а затем его снова затягивает быт, другие дела и другие ценности.
Но возможно технологично выстроить цепочку действий, начиная от физической практики, направленную на усиление этой ценности. Все это выстраивается вниманием как основным элементом и постоянной кропотливой работой изо дня в день. Я не говорю о том, что нужно выстраивать ценность прозрачности, которую я заявил. Но сначала разобраться на уровне мышления что резонирует, что я действительно хочу, что откликается в моей душе не из категории приятно – неприятно, хорошо – плохо, важно – не важно, а из категории трудноописуемых переживаний: То – или Не То, и если это самое То - отзывается, то может быть удастся спроецировать какую-то часть системы ценностей на уровне мышления, т.е осознать это, промыслить в образах, в структурировании и уже начать движение к этому, понимая, что наличная на данный момент система ценностей вовсе не так организует мою жизнь как хотелось бы. И видя этот контраст, возникает когнитивный диссонанс - то, что в моей жизни присутствует, не совпадает с тем, что должно бы быть, с тем что я действительно по-настоящему хочу. И тогда начинается уже алхимический процесс возгонки, начинающийся с практики физических действий соединенных с определенными позициями внимания. Это не обязательно работа на коврике, это может быть больше прогулок, замедление ритмов или их ускорение, другие траектории движения, когда вы начинаете ходить в привычные места по другим маршрутам. Даже на уровне физиологии формируются другие нейронные цепочки, разрушаются старые. А если еще добавить целые комплексы, формирующие определенные потоки реакций в нервной системе, в определенных частях физического тела, то можно осуществить ту самую комбинацию ценностей, которая отвечает и освобождает вас от зашлакованности ценностями социальной Системы. Заменить то, что принято, что модно, что диктуется средствами массовой информации на то, что идет от души. Первое действие - это выстроить внимание определенным образом. А для этого нужно продиагностировать многие факторы своей жизни, осознать какие факторы влияют на вашу жизнь и каким образом, как вы подчинены этим факторам, как реагируете, какие стимулы запускают какую реакцию. Между стимулом и реакцией успевать вклинить внимание, чтобы не отвечать привычными реакциями на какую-то группу стимулов, потом на более сильную группу, потом может быть даже какие-то безусловные рефлексы, регулирующие жизнедеятельность организма. Все это настоящая алхимическая практика, то есть возгонка. Затем внимание формирует определенные состояния в энергетике, которые могут быть описаны разными системами координат.
Повторюсь, Фортуна привела меня в начале 90х к живому Источнику, из которого я зачерпнул ценность-средства методологии и импровизации. А ценности-цели я поддерживал, создав и практикуя Магический Театр и Архетипические технологии, как консультанционную деятельность. Нынче я сам становлюсь проводником Источника для тех, кто желает причаститься именно своим уникальным ценностям-целям и ценностям-средствам, так как импровизация не устанавливает какие-то выделенные из них, как обязательные для каждого. У каждого свой Путь с Сердцем. Методологическая Традиция, о которой я упоминал вначале, во мне прошла деконструкцию, без которой в эпоху постмодерна традиция перестает быть живой, и превратилась в Пост-Традицию - http://www.kafedramtai.ru/119-almanac-issue-9/827-oleg-dashevskij-post-traditsiya .
Кстати, важно отметить, что самая большая ловушка для меня заключалась в том, что достаточно длительное время я отождествлял себя (как личность) с Источником (что привело к длительному простою в практике, так как произошла подмена Ценностей-целей). До тех пор, пока не удалось обнаружить себя в этой ловушке и построить технологию для снятия идентификации с Источником, я буксовал на месте и по многим параметрам все больше отдалялся от Источника, теряя, также и Компас. С другой стороны, за это время удалось существенно пополнить свой методологический, теоретический и практический багаж, что и дало возможность вытащить себя из ловушки, а заодно и достичь определенного профессионализма при консультировании других людей.
Для того чтобы прикоснуться к Источнику и суметь зачерпнуть из него столько, сколько можешь применить в своей жизни, в современных условиях, когда очень трудно найти критерии различения источника среди огромного количества копий и еще большего количества симулякров, - для этого нужно серьезное намерение и неизбежные испытания на прочность. Поэтому я просто заявляю, что Источник существует, но не намерен его «выставлять на рынок, как товар» и производить какие-то маркетинговые манипуляции.
Хотя оповещение о методах и возможностях индивидуальной и групповой работы (особенно по частным вопросам и задачам в разных аспектах жизни отдельных людей и человекоразмерных систем) – что составляет основу моей внешней социальной деятельности, я, конечно же, продолжу.
Про Источник же – только оповещаю – он существует, он постоянно обновляется, он живой. Пусть обрящет тот, кто действительно (!) ищет, - как в старые добрые времена.
____________________________________
ПРИМЕЧАНИЕ.
Использование в практике символических систем (Архетиические образы, Арканы Таро, Алхимические символы и т.п.).
Символические системы - это прекрасные системы координат, наряду с другими (в изобилии имеющимися в базе различных направлений современной психологии и методологии, см. например статью … ) используя которые можно, описать доминирующие и дефицитные участки, практически, во бОльшей части Пространств (Ценностей, Событий, Имен, Отражений, Сил).
Символические системы могут использоваться как диагностические модели, помогающие определить контуры человека в этих Пространствах. Стало быть, зная отправные точки, благодаря комплексной диагностике в этих (и других) координатных системах, мы можем - строить стратегии и конкретные технологии и техники для создания алхимических потоков, выстраивающих контуры обратной связи для выведению в доминанту одних и торможения других Ценностей (как целей и как средств).
Поэтому, изучение различных символических систем, равно как и изучение диагностических моделей в различных направлениях психологии, психофизиологии, в практических методах самопознания – важны для подготовки как консультантов в сфере психологии и самопознания. Построение наиболее полной картографии – один из первых шагов в практике алхимической возгонки. Но – не только первый. После первых шагов по коррекции состояния всех Пространств – вновь проводится диагностика и составляется картография, и так далее, пока этот процесс не становится ежедневным и даже ежеминутным (натренированный практик производит сканирование своих Пространств вниманием в течение нескольких минут и даже секунд, и затем определяет вектор приложения усилий, чтобы приблизиться к балансу и ощущению своего Компаса, которые – баланс и ощущение Компаса – постоянно сбиваются множеством внешних факторов).
Все это – тема уже следующей статьи, которая описывает основные принципы построения Методологии импровизации – методологии, которая и дает возможность выстраивать индивидуальные технологии и техники для регуляции процессов физического тела, состояний, эмоций, мышления, событий и, в конечном итоге – Системы ценностей.
П.С. Ссылка на статью «Методология импровизации», где подробнее раскрываются описанные выше механизмы - http://www.lebedko.su/30-avtorskij-razdel/nedavnie-stati/359-metodologiya-improvizatsii
Я, также веду практический он-лайн курс «Концентрация без усилия, превращение работы в игру, любого ига во благо, а жизни – в Приключение», присоединиться к которому можно начиная с любой недели. На этом курсе я обучаю тому, как выстраивать конкретно под себя в данное время и в данных обстоятельствах практику для достижения того, что заявлено в названии курса - https://vk.com/club174780362, а также большую и очень разнообразную Программу "Странствие к Реальному", более подробная информация о которой появится в интернете в 20-х числах августа 2019 на сайте и в моих соц сетях Вконтакте и Фейсбук.
[2] – Напомним на примере физического Пространства, что такое ортогональные координаты: в физическом Пространстве есть три такие координаты, например x, y, z. Три – минимальное число координат, дающее полное описание любой точки в этом Пространстве. Никакая комбинация из двух координат не даст информацию о положении точки относительно третьей оси, а введение четвертой координаты будет избыточным. Повышение размерности говорит о введении новых координатных осей (не обязательно физических), без которых невозможно дать полное описание объекта в соответвующем Пространстве.