Часть вторая

Сразу же возникает вопрос КАК? Как сделать первый Творческий шаг, и как не успокоиться на этом и сделать следующий? -- Ответ однозначен: -- нужно захотеть, причем не умозрительно, а так захотеть, чтобы действительно сделать. То есть, -- нужна Мотивация. Но выше мы говорили о том, что «нормальный» человек обречен влачить жалкое -- раздробленное существование, не имея сколько--нибудь существенной Мотивации, энергии которой хватило бы на выход из сложившейся ситуации. Где взять такую Мотивацию? Как захотеть выйти из замкнутого круга? -- Можно, но очень сложно. Необходимо сочетание как минимум нескольких значимых для человека жизненных факторов, а часто для первоначального импульса нужна помощь грамотного человека. Чтобы понять, как это может происходить, рассмотрим некоторые механизмы формирования Мотивации. 

Итак, на вопрос: -- Хотите ли вы выйти из замкнутого круга обыденности и жить творчески, гармонично и целостно? -- многие не раздумывая, ответят: -- Да, конечно! И тут же встретятся с целым рядом барьеров.

Изучив эти барьеры, мы объединили их в модель, очень удобную для работы с Мотивацией. Модель эту мы* назвали Лестница Мотивации. Она проиллюстрирована рисунком 3.

* Исследования и практическая работа по этим вопросам проводилась мной совместно с Игорем Лузиным.

Первую ступеньку Лестницы можно условно назвать «А мне и так более-менее хорошо». Одолеть эту ступеньку не так-то просто -- ведь при этом придется столкнуться с тем, что не так уж все хорошо, что внутри -- сплошные противоречия и неразбериха, по большому счету -- полный хаос, отсутствие свободы и обусловленность самыми разными факторами. Чтобы взобраться на эту ступеньку нужно набраться смелости -- ведь придется лишиться многих иллюзий, поддерживающих состояние самоуспокоенности, и многократно, что называется «упасть лицом в грязь». Для этого необходимо либо чтобы «жизнь прижала», то есть, чтобы стечение обстоятельств вас в эту самую грязь окунуло, либо грамотный помощник, который спровоцирует необходимую встряску (при этом, обеспечивая страховку, на случай, если она понадобится).

Далее следует ступенька под названием «Все плохо, но так и должно быть» -- такая уж у нас судьба, время, страна и правительство, трудное детство, да и вообще -- все так живут, и ладно -- доживу как-нибудь и я. Сделать шаг через эту ступеньку тоже непросто -- ведь тогда нельзя уже будет списывать происходящее на то, что так и должно быть, придется отбросить иллюзию всеобщности такого несчастия и осознать, что можно таки жить и по-другому, вот только ты почему-то по-другому не живешь! Шаг наверх требует еще большей смелости и готовности преодолеть поджидающую на следующей ступеньке депрессию. Необходим доступ к внутренним ресурсам и силам или, опять же, грамотный помощник.

Следующая ступенька называется «Так не должно быть, но я не вижу альтернативы». Альтернатива всегда есть, но чтобы прозреть ее, придется изрядно попотеть, «протирая очки» -- избавляясь от множества искажений восприятия. Чтобы одолеть эту ступеньку, нужен опыт самостоятельной работы с искажениями восприятия, стечение обстоятельств, в результате которых появиться некий проблеск надежды или, как и ранее -- опытный помощник.

Дальше идет ступенька «Альтернатива есть, но многое (или все) зависит не от меня». То есть -- вроде бы и хочу, да держат меня со всех сторон -- условия жизни, люди, обстоятельства и т.д. и т.п. Очень сложен этот шаг, -- нужно осознать, что на самом деле никто и ничто, кроме тебя самого не влияет на то, как ты живешь. И если шаг этот сделать, то нельзя уже будет причитать: "Да при моих-то троих детях (муже--пьянице, коммунальной квартире, материальном положении, болячках, непонимающих родителях, злом начальнике, положении в стране и в мире...)" Здесь требуется принятие ответственности. Понятно, что если принять ответственность за себя и свою жизнь целиком, то дальнейшие шаги уже не потребуются, поэтому для перешагивания этой ступеньки ответственность нужно будет принять хотя бы за те обстоятельства, которые мешали в данном конкретном случае, -- то есть осознать, что эти обстоятельства зависят от тебя.

Еще одна ступенька -- под названием "У меня не хватает сил (энергии, возможностей, каких-то качеств...)" На этом этапе нужен либо доступ к внутренним энергетическим ресурсам, либо целенаправленные действия по накоплению этих самых сил, качеств, возможностей. Это уже нормальная рабочая ситуация.

И, наконец, последняя ступенька «Хочу, но не знаю как». Здесь уже человек готов и ему нужна конкретная методика, технология, практика. Найдя требуемую информацию и реализовав, он подходит к рубежу, за которым созревшая Мотивация перетекает в действие.

Итак, последовательно шагая вверх, мы добрались до уровня «Хочу и Делаю».

7.Хочу и Делаю
6.Хочу, но не знаю КАК
5.Не хватает сил
4.От меня не зависит
3.Нет альтернативы
2.Плохо, но так и должно быть
1.Все и так хорошо
Рисунок 3.

Выше описан очень упрощенный случай, считая, что по нашей лесенке продвигается кто-то один. При этом мы пока не учли, что этот один -- на самом деле не один, а разделен на множество Субличностей. Вводя их в нашу модель, мы увидим, что каждая из Субличностей «сидит» на своей ступеньке, причем каждая -- по какому-то своему поводу, а вовсе не по поводу одной для всех цели. Например, у какого-то человека среди множества его Субличностей выделим одну, по имени «Крутой». Такая Субличность плотно окопалась в положении "Все и так хорошо" -- какие у «Крутого» могут быть проблемы? Чтобы выбить «Крутого» из его окопчика и заставить бежать вверх по лестнице, нужна незаурядная встряска. У этого же человека есть, к примеру, такая Субличность, как «Трус». У «Труса» уже есть проблемы и немалые, и сидит он где-то на второй или на третьей ступеньке. Есть еще и «Тот, кто жаждет мир перевернуть», но нет у него на это сил, и прозябает он на пятой ступеньке. И так на каждой ступеньке сидит много всяких Субличностей. Только на последней «Хочу и Делаю» нет никаких Субличностей, потому что, добравшись до верха, Субличность совершает действие и растворяется, превращаясь в процесс. Вся ситуация наглядно представлена на рисунке 4:

Рисунок 4

С одной стороны мы получили (еще даже не вдаваясь в детали и подробности) очень сложную картину, не предвещающую быстрого и гарантированного результата. С другой стороны мы видим, что уже первые шаги по воспитанию необходимой нам Мотивации требуют Творческого подхода: Мотивация и Творчество соединяются не только в конце пути, -- они неразрывны! Огромное количество предельно сложных задач встает перед нами в самом начале пути: -- какую Субличность начать двигать вверх в первую очередь, так, чтобы она расшатала остальные и вся система пришла бы в движение? -- каким образом это сделать? -- когда необходимо поставить себя в сложную ситуацию? -- и в какую? -- как задействовать тело и энергетические процессы? -- какими технологиями и в какой последовательности? -- как рассчитать силы и не передозировать нагрузки с одной стороны, и не схалтурить, с другой? -- как осознать всю ситуацию в целом? -- какие механизмы задействуются в том или ином действии? И многие другие...

Для практического ответа на многочисленные вопросы, в настоящее время я и Игорь Лузин создаем методологию так называемой "Ориентирующей Психотерапии" или "Ориентирующего консультирования". Некоторые результаты исследований, практические наработки, основные методологические принципы и технологии мы планируем опубликовать в ближайшее время.

В заключение данной работы я хочу выразить глубокую благодарность моему Учителю Петру Мамкину за создание возможностей и условий для непосредственного переживания всего того, что я попытался выразить выше и, в частности, за предложение разобраться с категориями Мотивации, Творчества и Предназначения. 

 


Персональный сайт Владислава Лебедько: http://www.lebedko.su/ 
магические театры, психология, психотерапия, культурология, литература...