Владислав Лебедько
Типология Магического Театра по многофакторности выбираемых технологий, стилей и т.п.
Прочитав эту статью, вы, возможно, поймете, что Магический Театр является не просто одним из психологических методов, к тому же, якобы, похожих на Психодраму или Расстановки по Хеллингеру, но является Мета-методом, а точнее – Методологией, выходящей далеко за рамки психологии и психотерапии, при этом высокоэффективно применимой во множестве психологических и психотерапевтических задач.
1. Основная метафора.
Условие жизни и развития любой сложной системы – неустойчивое равновесие или устойчивое неравновесие. Человека, общество и другие сложные системы можно условно метафорически представить как весы с громадным количеством коромысел, каждое из которых отвечает за те или иные процессы в различных областях сложной системы. Живым, способным к развитию, будем считать «коромысло», которое находится в состоянии неустойчивого баланса и не фиксировано жестко ни в центре, ни в крайних положениях. Оно свободно перемещается от одного края к другому и нигде не застревает надолго, адекватно реагируя на изменяющиеся факторы среды. Почти в любой системе, кроме идеальной, можно обнаружить большое или малое (чаще большое) количество «коромысел», которые жестко фиксированы и не могут адекватно реагировать на постоянно изменяющуюся среду. Жесткая фиксация того или иного «коромысла» происходит в результате многочисленных факторов, создающих жесткие доминанты в системе. Существование жестких доминант накладывает существенные ограничения на жизнеспособность, развитие и творческий потенциал системы. У человека, в частности, это может быть проявлено в виде тех или иных проблем (духовных, душевных, физических). Большую часть жестких доминант, являющихся причинами проблем (и, как правило, бОльшую часть следствий – проблем) человек не сознает. Но те следствия жестких доминант («заклинивших коромысел»), которые прорвались в сознание как болевые (физически и душевно) симптомы и дискомфорты, могут явиться причинами для работы над собой и, в частности, обращению за консультацией к тому или иному специалисту. Понятно, что различные специалисты, исходя из своего видения ситуации или канонов своей научной, философской, психологической, методологической школы или метода, могут не видеть ситуацию в целом и стараться «помочь» пациенту (и любой сложной системе от социальных структур до геополитической ситуации или, например, отрасли промышленности и т.п.) исправить именно то, что данный специалист видит как причину симптома. Если возвратиться к метафоре многокорымысловых весов, специалист может сосредоточиться на одном или нескольких коромыслах, которые жестко фиксированы. При этом, если не обладать системным вИдением, можно упустить множество важных факторов и не затронуть коромысла, которые на первый взгляд, кажутся не связанными с заявленной проблемой. НО: связана с заявленной проблемой ВСЯ СИСТЕМА. Проблема – только повод увидеть системные доминанты и блокировки и начать их разблокировать.
Магический Театр человек может посетить с запросом лишь однократно или несколько раз. Тем не менее, именно за один раз Ведущему необходимо запустить в работу все доступные в его распоряжении факторы, так чтобы система в результате даже только одного Магического Театра получила толчок к цепной реакции, которая рано или поздно может послужить катализатором для фундаментального пересмотра человеком всей своей жизни и высвобождению из ситуации жесткой фиксации максимального количества «коромысел». Сделать живое еще более живым – вот задача Магического Театра. Для каждого человека (или иной системы) это достигается по неповторимой траектории, хотя существуют факторы общие для данного времени, для некого культурного или социального слоя людей, общие для человечества в целом энергетические и иные доминанты и блокировки.
Обладая системным вИдением, Ведущий Магического Театра видит систему целиком и в деталях одновременно. Для построения уникальной траектории работы, которая позволит в максимальной степени на данный момент сделать живое еще более живым, необходимо уметь варьировать огромное количество параметров и переменных. На сегодняшний день Магический Театр располагает огромным арсеналом методов, частных техник и технологий, комбинацией параметров и т.п.. которая может обеспечить неповторимую комбинаторику действий Ведущего, в каждом случае расставляющего акценты на различных параметрах и переменных в работе, так чтобы активизировать не только отдельные коромысла, но в каждом случае, используя неповторимый «штучный» алгоритм действий, направить всю систему к исцелению.
В процессе Магического Театра задействуется огромный массив информации и энергии (вербальные и невербальные, энергетические процессы, атмосферы, психожесты, архетипические процессы с каждой из нескольких фигур и их многогранное взаимодействие, которое невозможно принципиально описать – настолько колоссальный объем информации, что для того, чтобы описать всесторонне все грани одного процесса за полтора часа – понадобиться несколько сотен, а то и тысяч страниц. Тем не менее, вся эта информация в спрессованном (можно по аналогии с компьютерным миром, сказать – в заархивированном) виде разворачивается в глубинных слоях души главного героя, актера и зрителей (кстати, еще один важный пункт – Ведущий МТ учитывает запросы и состояния актеров и зрителей, а также запрос коллективного бессознательного, который проявился через всю структуру данного Магического Театра, что требует еще больше варьировать работу, изменяя в каждом неповторимом процессе очень большое количество переменных параметров). Итак – МТ можно сравнить с неким точно выверенным точечным воздействием на сложную систему (главный герой, актеры, зрители, сам Ведущий, запрос коллективного бессознательного через всю эту структуру), которое будет разворачиваться во всех участниках процесса еще несколько месяцев и даже лет, распаковываясь, подобно заархивированному файлу и приводя систему в наиболее живое и неравновесное состояние из возможных (с учетом, естественно, внутренней работы всех участников процесса, а она запускается также благодаря МТ, и ресурс и мотивация для нее также создается МТ). Мы можем увидеть какой необъятный спектр задач стоит перед ведущим каждый раз, перед каждым его действием. словом, приемом, технологией и т.п. Перед каждым шагом (а их в процессе любого МТ – около сотни) Ведущий стоит на развилке множества дорог и его задача выбрать именно ту, которая будет адекватна всей системе, чтобы в итоге создать точно выверенное направление движение для системы. Понятно, что никакой рассудок не справится с подобной задачей. Но, изучая в течение нескольких лет на практике и в теории сложнейшую методологию МТ, выполняя индивидуальную практику, принимая участие во множестве МТ в различных ролях, проходя групповые супервизии, Ведущий накапливает опыт, который сначала изучает сознательно, затем (в силу огромного объема информации) он «забывает» эту информацию, позволяя ей распределиться в бессознательном, а затем включает вИдение и интуицию.
Человек с хорошей интуицией, не изучавший методологию МТ и видевший МТ со стороны пусть даже много раз, тоже будет не в силах справиться с задачей подобной сложности, т.к. интуиция и вИдение следует по сложным схемам и выборам, которые создаются благодаря изучению методологии. Здесь мы видим, что обучение включает обязательно две стороны: 1. изучение методологии и 2. раскрытие интуиции и вИдения.
Далее я кратко обозначу несколько переменных параметров, перед выбором которых стоит интуиция Ведущего на каждом шаге того или иного Магического Театра.
Это, конечно, не методология МТ, а просто типология различных его вариаций. Методология изучается практически и из первых рук, или через прямую Передачу.
2. Вариации переменных и типология по различным действующим факторам.
Рассмотрим основные «переменные», которыми располагает методология Магического Театра, которые варьируются исходя из уникальной ситуации в том или ином конкретном случае. Таким образом, мы получим хотя бы приблизительную типологию Магического Театра по достаточно большому количеству варьируемых параметров.
И количество переменных, и качество системного вИдения на несколько порядков отличают Магический Театр от того, с чем его можно на первый неискушенный взгляд сравнить (Психодрама, Расстановки по Хелингеру, Мифодрама и др.)
Итак вариации (каждый раз выбираемые Ведущим МТ) возможны по следующим параметрам и переменным:
Я лишь перечислю возможные вариации, как развилки на каждом шаге работы Ведущего и поставлю вопросы, ответы на которые займут несравнимо больший объем, чем предполагает эта ознакомительная статья. Это вопросы, ответы на которые теоретически и практически изучаются в нашем курсе обучения и на специальных методологических семинарах для Ведущих МТ.
1) По уровню потенциала
В разные моменты работы, и, особенно в начале Ведущему важно увидеть и почувствовать уровень потенциала а) самого себя (Ведущего) б) Запросивца в) Группы
Возможны следующие варианты:
- Ведущий + (высокий потенциал), Запросивец – (низкий), Группа – (низкий)
- Ведущий + , Запросивец + , Группа - .
- Ведущий + , Запросивец + , Группа + .
- Ведущий + , Запросивец - , Группа + .
- Ведущий - , Запросивец - , Группа - .
- Ведущий - , Запросивец + , Группа + .
- Ведущий - , Запросивец + , Группа - .
- Ведущий - , Запросивец - , Группа + .
Таким образом, мы видим, что уже в начале работы возможны как минимум 8 совершенно различных начальных условий только по одному из множества параметров (не считая множества промежуточных позиций, когда потенциалы В или З или Г варьируются в широком интервале между низким и высоким) исходя из которых Ведущий выбирает совершенно различные варианты развития динамики, «вбрасывание», задание той или иной атмосферы, стратегий, технологий и техник, стилей, применяемых метафор и т.п. В ходе Театра каждый параметр может существенно поменяться, что необходимо все время удерживать во внимании, будучи готовым гибко сменить стиль ведения и другие параметры. Следует отметить, что каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, свои творческие возможности, и нельзя сказать, что какой-то один или несколько чем-то хуже или лучше других – они просто требуют совершенно разных решений, что делает каждый МТ непохожим на другие уже с самого начала процесса. Понятно, что в случае всех трех плюсов процесс может пройти наиболее быстро, ярко и красиво, но скорость, яркость и красота не являются единственными критериями качества процесса по всей совокупности соответствия работы Запросу Целого, который разворачивается на каждом МТ. Под Запросом Целого я имею в виду, что в каждом МТ можно увидеть «вызов» Универсума, выражающийся через проговариваемый и невербальный запрос Запросивца, каждого участника группы и стоящих за этими запросами структур, а также коллективного бессознательного (тут еще и учет метафоры многокоромысловых весов).
2) По стратегиям [1]
Стратегия - выбор (в пространстве и времени) методов, сил, средств и действий, направленных на установление Баланса по некому (одному или многим) ключевому параметру. Для терапии (как, собственно, и при работе с собой) важны не столько сами техники и приемы, а их выстроенность, последовательность распределения нагрузок.
Пространственно-временные Стратегии: Стратегии, по которым выстраивается временная последовательность нагрузок в тех же Объемно-Пространственных Стратегиях, последовательность их чередования и вся временная ткань терапии:
а) Точечная Стратегия - попадание одним действием в цель (если это целесообразно в данном случае);
б) Линейная Стратегия - цепочка последовательных действий, в которой каждое действие зависит от исхода предыдущего, но не зависит от последующих действий (один из примеров - технологии НЛП: "Взмах", "6-ти шаговое Переформирование" и т.д.
в) Циклическая Стратегия - ситуация после получения результатов на одной из стадий терапии, когда есть смысл вернуться к одному из предыдущих этапов - например, клиент "созрел" для более глубокой проработки уже пройденной темы заново. Такая терапия идет циклически, каждый раз до конца какого-то этапа, но на все большую и большую глубину.
г) Разветвленная Стратегия - действия одновременно (или быстропеременно) по нескольким разным направлениям. (Перескоки с темы на тему или параллельная работа сразу с несколькими уровнями). Действия терапевта в такой ситуации могут как бы не зависеть одно от другого.
д) Адаптивная Стратегия - сначала определяется первое действие. Далее - отсутствие схемы - каждое последующее действие зависит от результата предыдущего и схема поиска всегда исходит из наиболее полной на данный момент информации. (Один из примеров - гештальттерапия, где терапевт работает в каждый момент с тем, что он выделяет как фигуру из фона).
е) Стратегия Случайного Поиска - абсолютное отсутствие плана. Стратегия пригодна, когда нужно найти множество отправных точек для независимого поиска в широком поле неопределенностей.
ж) Хаотическая Стратегия - сбивание некой жесткой направленности потока реакций клиента. Это хаотическое изменение переменных характеристик с целью блокировки и переключения с доминирующего жесткого потока реакций.
з) Сферическая Стратегия, как разрозненные на первый взгляд "мазки на полотне" из элементов разных встроенных стратегий то тут то там, где для Мастера угадывается весь замысел (когда полотно будет заполнено).
и) и т.д. (более тонкие и специальные Стратегии).
Вложенность Стратегий: Стратегии часто в терапии "вложены" одна в другую. Например, весь МТ идет по линейным последовательным этапам, но внутри каждого этапа имеется своя Стратегия, предположим, циклическая на одном и разветвленная на другом. Или наоборот, весь МТ идет по принципу циклической Стратегии, этапы внутри которой организованы линейно. А внутри какого-то этапа ряд техник и технологий выстроен адаптивно или хаотично. Внутри отдельных техник слова, жесты и т.п. тоже могут организовываться по какой-то оптимальной Стратегии.
Комбинации сочетаний и вложенности Стратегий бесконечны и уникальны в каждом конкретном случае и их использование опирается, опять же, на вИдение Запроса Целого.
3) По распределению Центр-Периферия в Индивидуально Групповом Взаимодействии
В зависимости от множества факторов возможны следующие варианты работы (в течение всего МТ или в отдельных его фазах)
- в фокусе внимания Ведущего – Запросивец,
- в фокусе внимания фигуры,
- в фокусе внимания одна или несколько фигур,
- перемещение фокуса внимания с Запросивца на фигуры или на одну или несколько фигур, (с различной частотой в ходе сессии),
- в фокусе внимания зрители (редкий, но порой очень важный ход),
- в фокусе внимания сам Ведущий (происходит как бы «театр одного актера» - Ведущего, на фоне Запросивца и фигур, которые находятся в пассивной позиции – тоже редкий вариант, но порой именно он может быть единственно адекватным Запросу Целого),
- в фокусе внимания одновременно все в равной мере (или быстропеременное переведение фокуса внимания и активности на всех присутствующих).
4) По фокусировке архетипов
Примерно в трех четвертях проводимых за последние несколько лет Магических Театров в кульминационные моменты Ведущий фокусирует те или иные архетипы. Иногда это может быть один архетип, иногда – множество, различны и варианты их фокусировки (в тех Театрах, где явная фокусировка не происходит, архетипическая работа все равно так или иначе идет, но «за кадром»).
Архетип(ы) фокусируется:
- на одну из фигур,
- на несколько фигур,
- на самого Запросивца,
- на Запросивца и фигуры,
- на всех, включая зрителей, выбирается «оракул» из числа зрителей или (в особых случаях) «оракулом» становится специально приглашенный Соведущий.
5) По стратегии выбора фигур
Одна из первых фаз Магического Театра (как правило, но не всегда) начинается (после выслушивания Запросивца и задавания ему уточняющих вопросов или иных техник) – это выбор системы координат – т.е. собственно означивания фигур, которые затем Запросивец будет «передавать» путем специального ритуала выбранным им из числа зрителей «актерам».
Фигуры, а особенно комбинации фигур почти никогда не повторялись за 19-летнюю историю МТ. В зависимости от множества факторов, можно различить три типа МТ по параметру простоты-сложности выбираемых фигур:
- Простой – фигуры при этом отражают уровень субличностей клиента, например: ревность, боль, гнев, самолюбие, защитник, прокурор, маленький мальчик, мудрый старик, обида… (когда выбираются простые фигуры, неискушенный наблюдатель или участник может принять МТ за разновидность Психодрамы, но, надеюсь, что уже после даже того небольшого, но емкого структурирования типологии МТ, ясно, что МТ и Психодрама – различные методы).
- Структурный – фигуры отражают более глубокие структуры, чем на субличностном уровне. Это уровень механизмов, например: оральная или анальная фиксация, уровень либидо, анима или анимус, подавленные чувства, сценарные процессы, механизмы защиты, вторичная выгода, убеждения о себе, других, жизни, образ жизни, чакры, тонкие тела, энергетические структуры: блокировки, доминирующие очаги, различные уровни и степени чего-либо и т.п. Сюда же относятся родовые фигуры, например прапрадед и прапрабабка из какого-то колена по отцовской или материнской линии, сам род как фигура и различные его составляющие.
- Постструктурный – фигуры абстрактные, имеющие множество возможных интерпретаций. Это уровень системных деформаций, лежащий в различных развертках, типа: твоя принадлежность семье, роду, этносу, человечеству; или по временной развертке: ты в контексте текущего месяца, жизни, эпохи, истории человечества; или Дух, Душа, Тело; или ты в 3 года, 17 лет, 34 года и 41 год; или Жизненный Путь, Предназначение, Внутренний Козел Отпущения; или Границы твоего Языка и Символ Свободы и т.п. Сюда же относятся расклады по различным философским системам, для примера возьму экзистенциальную модель Хайдеггера[2]: Бытие-к-Смерти, Ужас перед Ничто, Зов Совести, Забота, Оставленность-в-Предоставленности-самому-себе, Бытие-виновным (причастным). И др. Такие фигуры выбираются, когда работа идет на уровне пересборки фундамента личности – картины мира, системы ценностей.
5) По количеству фигур
- Малая система координат – от 1 до 4 фигур,
- Средняя система координат – от 5 до 10 фигур,
- Большая система координат – от 10 и более (это редкие случаи, в моей практике максимальное количество фигур было – 50)
6) По «этажности» фигур
Часто Магический Театр (особенно в случае малой системы координат) проходит, если так можно выразиться – «в один этаж фигур». Т.е. все фигуры активно задействуются. Но иногда случается необходимость ввести сразу две системы координат, например 4 фигуры первого «этажа» и несколько фигур второго «этажа», при этом фигуры второго «этажа» являются пассивными – Ведущий лишь время от времени справляется об их состоянии, по которому он ориентируется в динамике всей системы. К примеру, в качестве фигур второго «этажа» можно выбрать 7 энергетических центров. Понятное дело, что в начале работы их состояние разбалансировано, что отражается в дискомфортном состоянии актеров, которые являют собой своеобразные зеркала состояний семи энергетических центров. Не задействуя их в динамике процесса, Ведущий работает с первым «этажом» фигур, добиваясь в процессе работы улучшения состояния второго «этажа». Т.е. второй «этаж» является дополнительным индикатором в работе. Семь энергетических центров в качестве фигур второго «этажа», это, конечно, один из множества примеров. Те же 7 центров могут быть фигурами первого «этажа» или вообще единственной системой координат для какого-то Театра. Я привел эту систему координат еще и потому, что она довольно редко используется в работе, чтобы показать просто частный случай.
Возможны и более сложные комбинации, когда, помимо первого и второго «этажей» фигур, выбирается еще третий, а то и четвертый, со все более абстрактными, зачастую, выходящими за человеческий или даже социальный уровень, например, третий или четвертый «этаж» фигур отражает Ноосферические процессы. При этом активная работа ведется то с первым «этажом» фигур, то со «вторым», то сразу с двумя, которые по ходу процесса перемешиваются и трансформируются уже в какие-то новые фигуры (в ходе почти каждого Театра фигуры претерпевают многократные трансформации, становясь под конец процесса совсем не тем, что было изначально передано актеру, и любой – даже совсем неопытный актер эти превращения в себе ярко переживает).
Итак, еще одна типология МТ:
- один этаж фигур,
- два этажа фигур, - с одним работаем, а другой – диагностический (как пример), они могут меняться в ходе процесса,
- три и более этажей фигур, когда есть возможность выбрать много фигур
7) По атмосфере
Термин «атмосфера» используется в системе актерского мастерства Михаила Чехова[3]. Размеры этой статьи не позволяют подробно рассмотреть понятие атмосфера, поэтому я отсылаю интересующихся к замечательной книге самого Михаила Чехова «О технике актера», где автор красочно описывает и само понятие и многочисленные примеры. Ограничусь лишь одной цитатой из вышеупомянутой книги, чтобы хотя бы намекнуть на атмосферу, как некое объективное по отношению субъекту состояние или чувство, задаваемое множеством факторов: «Атмосфера не есть состояние. Но действие, процесс. Внутренне она живет и движется непрестанно. Попробуйте пережить, например, атмосферу радости как действие, и вы убедитесь, что в ней живет жест раскрытия, распространения, расширения. Подавляющую атмосферу вы воспримете, наоборот, как жест сжатия, закрытия, давления. Это — воля атмосферы. Она побуждает и вашу волю к действию, к игре. В таких атмосферах, как ненависть, восторг, героизм, катастрофа, паника, их внутренняя динамика, воля очевидны. Но как обстоит дело с такими атмосферами, как, например, тишина заброшенного кладбища, покой летнего вечера, молчаливая тайна лесной чащи? В этих случаях динамика не так очевидна, и тем не менее для тонко чувствующего актера она имеется и здесь. Не актер или человек, не одаренный художественной натурой, останется пассивным в атмосфере тихой лунной ночи. Но актер, отдавшись ей, скоро почувствует в своей душе зарождение творческой активности. Образы, вызванные из тишины, станут один за другим возникать перед ним. Следя за ними все с большей активностью, он сам начнет принимать участие в их жизни. Динамику лунной ночи он превратит в события, существа, слова и движения».
В Магическом Театре из взаимодействия Запроса и вИдения Ведущего всякий раз создается та или иная атмосфера. Я увязал эти атмосферы с теми или иными архетипическими феноменами, поэтому в арсенале МТ мы оперируем атмосферами, часто совершенно противоположными, которые названы по создающему их архетипу. Если Аполлоническая атмосфера, например, располагает к отстраненному анализу, то Дионисийская – к бурному катарсическому иррациональному действу, Гермесовская – к сложной, сакральной интриге, авантюрному развитию событий, атмосфера Зевса – располагает к директивным действиям и командам, а Кроноса – к осознанию множества ограничений, с которыми сталкиваются и Запросивец, и фигуры, и сам Ведущий, в атмосфере Ареса дело может дойти до драки между фигурами и Запросивцем, что, кстати, в этой атмосфере воспринимается вполне естественно и Запросивцем. И фигурами, и зрителями (естественно, дело никогда не доходило до серьезных травм или, если процесс проходил в атмосфере Афродиты – до реального полового акта и т.п.)… и множество других атмосфер...
Важное замечание: классическая психотерапия, включая множество новых направлений, как правило протекает в атмосфере Аполлона и Афины (которые вообще являются доминантными атмосферами нашего времени) – именно в этих атмосферах формируются так называемые психотерапевтические правила этики, и такие явления, как перенос и контрперенос. В атмосфере Диониса перенос и контрперенос не возникает в принципе!!! И возможны (при этом воспринимаются всеми участниками, включая зрителей) весьма серьезные «нарушения» т.н. психотерапевтической этики (как она понимается в атмосфере Афины и Аполлона), которые всеми присутствующими воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Но, как я уже писал выше – до травм или реальных сексуальных отношений дело никогда не доходит. В других атмосферах – существуют перенос и контрперенос – но они совершенно отличаются от того, как они прописаны в классических работах, продиктованных атмосферами Аполлона и Афины. Этому будет вскоре посвящена отдельная статья или цикл статей. Здесь же я просто привожу еще одну типологию (далеко не полную) Магического Театра по доминирующей атмосфере:
- атмосфера Аполлона и Афины,
- атмосфера Диониса,
- атмосфера Ареса,
- атмосфера Афродиты,
- атмосфера Зевса,
- атмосфера Кроноса,
- атмосфера Аида,
- атмосфера Гермеса,
- атмосфера Осириса,
- атмосфера Исиды,
- атмосфера Сета,
- атмосфера Матери Лады,
- атмосфера Шивы,
- атмосфера Люцифера,
- атмосфера Ра,
- атмосфера Сварога,
- и т.п.
8) По доминанте применяемых технологий
В арсенале Магического Театра накоплено множество технологий и техник, многие из которых взяты из различных направлений психологии, психотерапии, мистических практик и т.п., в каждом конкретном случае «заточенных» под специфику МТ и видоизмененных. Магический Театр отличается неповторимой комбинаторикой этих технологий и техник, методов и средств. В ходе одного МТ могут применяться самые разные технологии, тем не менее, в большинстве случаев, мы можем построить типологию Магического Театра по доминирующим технологиям и направлениям работы. Вот некоторые из них:
- телесно-ориентированный,
- двигательно-ориентированный,
- технологический (Ведущий опирается на четкую технологию и последовательность техник),
- ориентация на групповую динамику (Ведущий достаточно пассивен, он лишь создает условия для тех или иных ситуаций и проявлений фигур и Запросивца),
- архетипический – по ходу МТ фокусируется много архетипов и основная работа строится на взаимодействии их между собой, а также взаимодействии с ними Запросивца и фигур (иногда – зрителей),
- фокусирование на травме (родовой, перинатальной, детской и т.п.),
- выход в общефилософский, общечеловеческий контекст, проведение идеологической линии, обращение к высоким ценностям,
- метафорический - Ведущий погружается в поток образов и создает атмосферу коллективного сновидения, медитативно рассказывая череду образов, сказку, обращаясь к цитатам из книг, историям, литературным аллюзиям, сновидениям и т.п..
- базовый миф, поиск мифа или сюжета подходящего под Запрос,
- исторический - рассмотрение влияния определенной эпохи с «погружением» в нее, - эпоха рассматривается, как специфический культуральный контекст,
- аналитический - интерпретация, как в сеансе анализа, или цепочка интерпретаций Ведущего пронизывает весь МТ, увязывая все аспекты происходящего на многих уровнях в единое целое (здесь возможны варианты интерпретаций, например, в рамках психоанализа в одном случае, в юнгианском ключе в другом, и т.п. вплоть до уровня некой «житейской мудрости» и т.п.),
- катарсический (противоположный аналитическому), проход через яркие, взрывные чувства, без какой-либо попытки их рационализировать,
- провокационный – Ведущий словами и действиями создает на «сцене» провокационные ситуации…
9) По выведению в доминанту определенной философско - мировоззренческой модели
Ведущий Магического Театра не фиксирован на какой-либо одной философско-мировоззренческой концепции, даже на постмодернизме, как раз рассматривающем плюрализм философских моделей. Ведущий свободно оперирует различными мировоззрениями, осознавая их контекстуальность и адресность (для каждого человека в определенный период времени адекватной может быть любая философская модель реальности, другая чем у иного человека в иной момент времени). Типология Магического Театра по наиболее часто используемым философским моделям:
- герметическо-алхимическая,
- экзистенциализм,
- феноменология,
- классический психоанализ,
- юнгианский анализ,
- мировоззрение архетипической психологии Хиллмана,
- лакановский вариант психоанализа,
- структуралистическое мировоззрение,
- постструктурализм, семиотические модели (мир как текст и т.п.),
- трансперсональное мировоззрение,
- интегративная модель Кена Уилбера,
- гештальтийское мировоззрение,
- соционическая модель,
- мировоззрение гуманистической психологии,
- модели мировоззрения различных мистических учений,
- технологический ( методология, ТРИЗ, ТПР)
10) по интерпретациям
Интерпретации широко используются не только в психоаналитически-ориентированных школах психотерапии, но и во многих других. В Магическом Театре Ведущий пользуется несколькими типами интерпретаций, опять же, в зависимости от множества факторов. В принципе в течение целого Театра или его большей части, Ведущий может или вообще не использовать интерпретации, либо использовать определенный тип интерпретации, поэтому очередная типология будет построена по этому фактору:
- однозначные интерпретации, используемые ведущим, точно и прямо связывающие различные факторы жизни или ситуации Запросивца, обозначающие причинно-следственные связи, выводящими в осознание различные бессознательные мотивы, сценарные паттерны и т.п.,
- метафоры, интерпретации подразумевающие множество значений,
- обратная связь фигур и зрителей, как интерпретации,
- без интерпретации и вообще логической ясности
11) по стадиям динамики
В ходе каждого Магического Театра происходят от одной до нескольких стадий, после каждой из которых, в принципе, можно заканчивать Театр. Например, это может быть стадия нарастания напряжения и последующего катарсиса, в ходе которого происходит также трансформация фигур. Однако, следуя вИдению, Ведущий может не ограничиться одной такой стадией, продолжая процесс до следующей волны напряжения – трансформации – разрядки и так далее, добиваясь выхода на все большую и большую глубину. Важно уметь вИдеть, когда нужно остановиться, а когда можно продолжить – т.е. на какую глубину можно выходить, учитывая ресурс системы (Запросивец, фигуры, зрители, Ведущий). По этому параметру можно просто типологизировать Театры по количеству таких циклов:
- 1,
- 2,
- 3,
- и т.д.
12) По периодичности сеансов
Любой участник Магического Театра сам выбирает когда и сколько и в каком качестве ему приходить. Многие приходят всего один раз (в любой роли – Запросивца, актера или зрителя), и этого для них достаточно, это одноразовое посещение МТ каким-то образом запускает у них работу души, которая продолжается далее самостоятельно или в русле каких-то направлений психологии или эзотеризма. Некоторые приходят несколько раз подряд, доходя до некоторого «насыщения» в различных ролях. Потом они могут появиться через несколько недель, месяцев, а то и лет, или не появиться вовсе. Кто-то появляется раз в месяц или в несколько месяцев или пару раз в год – каждый сам чувствует потребность – в МТ нет никаких обязательств. Но по участию в роли Запросивца все-таки можно выделить некую типологию.
- Один сеанс,
- Плановая работа (например назначается 4-5 сеансов в течение года),
- По мере созревания запроса (человек проходит один МТ и в следующий раз приходит в качестве Запросивца по мере возникновения потребности – иногда несколько лет – 2-3 года, пока не выходит в автономный режим регуляции своих жизненных задач.
13) По количеству запросивцев
Чаще всего в каждом Магическом Театре – один Запросивец (на одну сессию), в ходе вечера или семинара сессий может быть несколько – от одной до 4-5 в среднем за день. Но, существуют ситуации, когда работа идет одновременно с несколькими Запросивцами (до сих пор максимальное их число одновременно было 5). При этом это могут быть параллельные процессы, где у каждого Запросивца свои фигуры, могут быть процессы, когда часть фигур у двух, например, Запросивцев, - общая, могут быть ситуации, когда Запросивцы могут быть фигурами друг у друга или один Запросивец может быть фигурой другого, и при этом каждый из Запросивцев выбирает еще и по несколько собственных фигур и т.п. По этой типологии:
- один Запросивец,
- парный процесс – два Запросивца с похожими запросами (например, семейная пара, или просто люди с очень близкими запросами, даже ранее не знакомые друг с другом,
- 2 и более Запросивца, являющихся фигурами друг у друга,
- 2 и более Запросивца, у которых часть фигур – общие,
- 2 и более Запросивцев, где один является «основным», а остальные его фигурами или фигурами фигур, также каждый Запросивец выбирает еще и свои независимые фигуры.
14) по доминирующему режиму работы (по аспектам)
- энергетический (работа строится, в основном, с энергетическими структурами, с применением энергетических техник и методов), информационный (соответственно доминирует информационный аспект – разбор ситуации, интерпретации, метафоры, разбор состояния и взаимоотношений фигур и Запросивца и т.п.),
- структурный (выделяются определенные структуры в жизни Запросивца, с которыми и идет к тому же достаточно структурированная, этапная работа),
- функциональный – акцент в работе делается на выполнении тех или иных действий – телесная или двигательная работа, выполнение заданий Ведущего и т.п.
- пространственный – акцент на пространственном аспекте Театра – расположение и позиции фигур и т.п.,
- временной - акцент на перемещение по различным временным промежуткам, регрессия, например, и т.п.
__________________
Все эти и многие другие переменные существует в разных пропорциях в каждом Театре, а вот какова пропорция - это уже и будет составлять индивидуальность и неповторимость каждого МТ. Каждый МТ уникален по доминантам тех или иных позиций перечисленных типов, их сопряжения, процентовки и т.д.
Важно, чтобы Ведущий не придерживался одной, пусть даже удобной и уже наработанной схемы, а мог бы играть на всех струнах всех позиций, в зависимости от многофакторности Запрса Целого.
[1] Здесь я имею в виду понятие Стратегий, выработанное в ТПР (Теории принятия Решений), и впервые приложенное к психотерапевтическим задачам нами в книге В.Агеев, А.Лебедько «Осознание. Мастерство. Психотерапия» СПб «Контекст» 1997.
[2] М.Хайдеггер «Бытие и Время». Екатеринбург «Фактория», 2002
[3] М.Чехов «О технике актера».